Ваше имя
Ваш e-mail
Ваш телефон

Интервью у Схиархимандрита Илия (Ноздрина)

ДЕТИ – НАША ДУХОВНАЯ СМЕНА

Духовную смену должно растить на основе любви духовной. Её будем передавать своим детям, которые есть наше будущее, которые должны быть воспитаны нами в духе любви ко Христу. О том, как важно растить в детях любовь говорит схиархимандрит Илий (Ноздрин), духовник патриарха Московского и всея Руси Кирилла (ранее духовник монастыря Оптина Пустынь, а также Свято-Пантелеймонова Русского монастыря на Святой горе Афон).

Дорогой о Господе Отец Илий, как должно всем нам православным христианам относиться к воспитанию детей, что необходимо взращивать в их душе?

Дети – это наша смена. Мы рано или поздно уйдём из этого мира, на наше место должны заступить дети, и насколько они будут воспитаны, и настолько насколько они будут понимать смысл и цель жизни, и будут близки к Богу, почитать Бога – то и будет нашим стимулом нашей историей, нашей жизни благополучной. Из них конечно должны вырастать наши деятели, и в физическом труде, идея наша должна быть жизнь материальная, специалисты из них быть, как некогда говорил М.В.Ломоносов[1]: «Что может собственных Платонов/ И быстрых разумом Невтонов /Российская земля рождать!» Так и насколько мы воспитаем их, насколько они будут прилежны, будут понимать суть вечной жизни, жизни социальной, политической в России и в мире. Им должно знать достаточно историю России, чтобы они понимали её, чтобы они были патриотами и гордились славной нашей Россией! Чтобы дети сами строили эту историю своим благочестием, своим трудом, своей грамотностью, преданностью Отечеству своему, чтобы были достаточной воцерковленными людьми. Что значит, были воцерковленными? Это значит понимать, что жизнь на земле для каждого слишком короткая, слишком мимолётная, проходящая, но она не кончается этим миром, а жизнь человека каждого продолжается в Вечности, и Господь в своей Божественной проповеди говорит: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и все это приложится вам» (Мф.6:32). То есть, насколько человек имеет страх Божий, настолько он ответственен перед своими родителями, перед обществом, и честно и здраво исполняет свои обязанности, насколько честно и сознательно исполняет свой труд, настолько он достаточно воспитан духовно, и знает что за каждое доброе дело он не только получает добро и благо в этом мире, но он и получает награду для вечности, которая есть сокровище будущее для души человека. Она неизбежна: как истина есть Бог, так Истина есть Вечность, наша душа бессмертна.
И ещё, мы должны воспитывать наших детей в любви Божией, в любви ко Христу через любовь к ближнему. Для того чтобы была любовь и христианский образ жизни у людей, Бог настолько снизошел к человеку, что Он явился пред людьми в этом мире, и мало того — Бог пошел на распятие, чтобы соделать всем добро и счастье! Кто в наше время, подобно Спасителю Господу Нашему, столько проявил любви, как проявил Господь, что распялся на кресте? Или настолько потерпел, как сам Спаситель за то, чтобы были между людьми настоящие мир и любовь? И не только для этой жизни, как мы в большинстве понимаем: стараемся чтобы все у нас было хорошо, устроено, чтобы были здоровье, жилище, пища. А Бог, прежде всего, Бог разрушил дела дьявола, чтобы человек наследовал вечную жизнь! И, покаявшись, примирился с Богом через прощение грехов, через то, чтобы душа его была в мире и любви. Чтобы, очистившись, он жил в мирном внутреннем состоянии и устраивал свою, настоящим образом, положительную жизнь и шёл по ней. Христос указал что «Бог есть путь, истина и жизнь», чтобы человек понимал и искал главное для себя в общении с Богом. Так мы должны и учить детей наших.
Батюшка, а как наши православные соотечественники живущие постоянно в Америке должны воспитывать своих детей?
Ну, естественно, не хулить место, в котором они живут, то место где они все трудятся, питаются. Все живущие: взрослые и дети, должны быть воспитаны в любви к России, и конечно не забывать свою Родину, а помнить и ценить её, Россию нашу. Где можно - делать добрые дела, услуги и говорить открыто о Великой нашей России как о своей Родине, которая сыграла в истории мира огромную миротворческую роль, о деятельности и подвигах ей людей! Она не раз отражала натиск врагов, которые хотели разорить не только Россию, но и мир, разрушить добрые дела, и что Русский народ – это МИРОТВОРЧЕСКИЙ НАРОД, очень трудолюбивый, сознательный и любвеобильный! Пусть говорят об этом, пусть буду православными, пусть и не забывают своих корней никогда. Русский народ всех иностранцев принимает всегда с доброй и чистой душой, добрыми пожеланиями. Живя за рубежом, конечно, нужно способствовать миру, чтобы не было ни конфликтов, ни возникновения ненависти между народами, а наоборот – была бы любовь, только любовь полезна всем.
Дело в том, что Господь постоянно промышляет о человеке и видит наш образ жизни. Если мы обращаемся с молитвой, Господь устраивает нашу жизнь в том порядке, в котором Ему угодно, и для нас составляет то счастье, которое нужно в этом мире и для вечной жизни. Нужно воспитывать в детях любовь и чтобы мир духовный пребывал в них. Чтобы был мир внутри нашей души, мир в семье, мир в нашей общественной жизни, на работе. Везде говорят о том, что мир нам крайне необходим для того, чтобы было благоустроенно наше общество, и мы могли бы устраивать нашу жизнь, как должно. В международном плане часто говорят о мире, бывают конференции, различные собрания, куда съезжаются представители государств. Об этом говорят наши средства массовой информации, телевидение и радио — все, конечно, дает положительные результаты. Но зачастую, мы видим события, которые нарушают мир - нашей души, мир в семье на работе. Мы знаем, что противник нашего мира, благополучия - это, конечно, есть дьявол. Конечно, если мы стараемся исполнить Закон и прислушиваемся к голосу нашей совести, к тому, что определено, как главный закон нашей жизни – это прежде всего Евангелие, Новый Завет – то враг не может сделать нам зла, нарушить мир и воспротивиться тому, что требуется для нашего благосостояния. Однако мы часто попадаем под искушения, в том числе через людей, которые ведут себя агрессивно и вызывающе, в большем масштабе вызываются и войны. Это приносит нам отрицательное состояние, мы много страдаем и наша жизнь помрачается. Не сохранение, не упрочнение мира в любых обстоятельствах, сокращает нашу жизнь на земле, ведь через наше состояние физическое мы как бы сокращаемся, наша жизнь умаляется в положительном своем образе.
Учить детей нам об этом необходимо, чтобы мир среди всех нас пребывал всегда, и не было войн. Конечно, и стихийные бедствия, войны, землетрясения происходят, когда слишком в мире много зла. Когда нет достаточно положительного элемента, нет жизни духовной, когда мы теряем связь с Богом, слишком далеко отходим от Бога, нет у нас настоящей молитвы и исполнения воли Божией, мы грубеем, черствеем и нет у нас внутри радости и спокойствия…Нет у нас настоящего терпения и отсюда нет духовности. Господь указал нам на радость вечной жизни, а мы теряем нашу связь с миром вечности, духовной жизни и поэтому конечно, чем мы хуже живем, чем дальше отходим от Мира - тем мы больше делаем зла себе сами. Поэтому, да будет мир между нами! Господь, прежде всего, дал мир, указал: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам. В мире скорбны будете, но дерзайте, Аз победих мир» (Ин. 16: 33). Господь заповедал нам закон любви: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга; по тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою, (Ин 13: 34-35). Поэтому, воспитывать любовь духовную необходимо в любом человеке, чтобы человек мог наследовать жизнь вечную.
Беседовала Александра Чувараян
9 марта 2015 г., Патриаршее Подворье, Переделкино,г.Москва.

[1] Из «Оды на день восшествия на всероссийский престол ее Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» Михаила Васильевича Ломоносова (1711 — 1765).


О первой мировой войне.

- Батюшка, в этом году исполняется 100 лет с начала Первой мировой войны, глобальной катастрофе человечества, и особенно кровавой для России. Многие православные и неправославные люди скорбят, и особенно актуален в наше время вопрос – каковы уроки этой войны, глобальные последствия её для России?
XX век очень трагичный, очень… особенно касательно России. Потому что Россия была одной из сильных и достаточно высокой в духовном плане как хранительница Православия, сильной в духовном отношении. Россия имела 60 тысяч храмов по России, около 1000 монастырей и такие были шедевры храмов как Храм Христа Спасителя, и ему подобные. Раньше был построен Исаакиевский собор, у России всё было – Россия одной из ведущих держав была! И конечно, она и называлась Святой Русью в духовном плане. У России был громадный флот, в военном отношении - мощная и многолюдная армия, и жизнь, конечно, на высоком уровне была. По территории больше не было ей равных стран – от Германии до Японии. Но, конечно, зависть других стран была огромная, хотя и много было друзей, а врагов ещё больше было у России. Много у России было врагов.

- Батюшка, а каковы причины, суть войны? Почему, зачем война попускается Господом? Этот вопрос задают себе люди воцерковлённые и невоцерковлённые…
Здесь ответ такой. Первозданный человек – Адам и Ева - они были бессмертными, ни в чём не нуждались. Трудно, конечно сказать, как шло бы продолжение рода человеческого и каким было бы развитие, если бы они не потеряли то, что они получили от Бога. Бог мог не допустить человека до падения, но тогда бы у человека была отнята Воля. Как бы, тогда человек бы не пользовался свободной волей, Господь бы попросту не дал бы человеку потерять то, что он получил от рук творца - то есть, полностью Человек создан по образу и подобию Божию. Конечно, на этот счёт, очень много написано и сказано - о падении, о потере человеком Рая. И вот, конечно, нам нельзя всё судить, но всё упирается в допущение Воли – проявления своей Воли у человека. Может быть, было бы правильней думать, что это было просто испытание человека, когда он, искушаемый дьяволом должен был проявить свою твёрдую Волю, и мог бы человек укрепиться в этом. И здесь было показано, что человек наделён свободной волей – в этой потере Рая человеком и вечной жизни. Человек, вышедший из рук творца, он был создан не только по образу своего великолепного внешнего вида, но и в полной степени внутреннего духа - наделение разумом, и свободной волей. И по жизни своей, человек проявляет и доброе, и злое. Злоупотребление своей свободой -человек производит злое.
Конечно, Господь не оставил в падении когда дьявол слишком много возымел власти над человеком, и мы знаем историю как было в дохристианской истории, какие войны были, катастрофы, человек сколько терпел, ужасно вспоминать об это. И вот, Господь не дал власти над человеком, он пришёл на землю и СПАС человека, сказано. Конечно, могло быть всё по-другому, не нам судить, почему Господь спас так человек с такой силой, не только что он дал закон, указал на СПАСЕНИЕ, НА ВЕЧНУЮ ЖИЗНЬ через веру во Христа. Может быть, по-другому мог поступить Господь – убить дьявола, не допустить до искушений его, и просто человека направил бы чисто во все проявления его блага, не давая человеку проявления зла, это могло быть! Но опять-таки, упирается всё это в его свободное произволение человека, его свободную волю.

В Христианстве человечество поднялось на высокую ступень цивилизации, богоощущения, всеми видами знания, культуры, облегчения труда физического особенно техникой и прочее, что мы видим, много оно достигло. Но, однако, жизнь немного улучшилась, чем была. Далеко человек не освободился от всяких бед и напастей. И особенно не освободился в частности от того зла, междоусобия, вражды. Может быть меньше в христианский период было войн, сознание людей, может менялось, но остаётся зло…остаётся зло. Вражда возбуждает вражду – и получаются те войны, которые мы знаем в Европе, в Азии.
Почему также возникла война империалистическая, Первая мировая война? Много было врагов против России. Круги, тучи сгущались постепенно над Россией, чтобы хлынул ураганный ветер, и пролилось столько крови…обрушилось столько действий, силы на Россию. И не случайно эта война назвалась Первой Мировой. И, конечно, об этом много сказано, в нескольких словах не скажешь, чтобы показать анализ всех событий как это произошло. Что Россия имевшая такой потенциал, как военной мощи, она не справилась с тем злом, с той силой, которая хотела…Просто некоторые злонамеренно хотели Россию загубить, другие как революционеры некоторые думали некоторые преобразования сделать в России, да и заговор который был военным.

Сейчас достаточно твёрдо известно, что то, что Государь Николай II добровольно отказался от престола, что он снял с себя отречение от престола – так называемое «отречение от престола» - такового на самом деле не было! Всё это было на достаточно самом деле очень хитро сделано, такого на самом деле НЕ БЫЛО, и сейчас это достоверно известно! И Государь по нравственному своему уровню даже не высказал даже, что его обманули, что вокруг него сделали такой заговор. Конечно тут сходились 2 силы – с одной стороны реформаторы - генералитет, верхушка, силы которые изнутри России, а с другой стороны – силы извне, которые якобы хотели убрать недовольство Государем, захватить власть, которая действовала иностранная клика в лице известного Ульянова, который был просто орудием в руках внешних врагов России. Вот. И конечно, получилось так что, всю вину свалили, что он сам, якобы, отрёкся от престола – НЕТ. Он мог громко сказать, МОГ Государь сказать, что его обманули, но он пошёл нравственным путём по христианскому настрою – он НЕ ВЫСКАЗАЛ ЧТО ЭТО БЫЛ ЗАГОВОР ЧТО ЕГО ОБМАНУЛИ, ЧТО ЭТО БЫЛО ТАК – НЕТ. Просто они всё так это подвели, две силы, две волны к тому, что произошло. И конечно, те которые реформаторы – генералитет и верхушка – они конечно тоже в определённой степени были обмануты, но сделали в большей степени что хотели, а революция, конечно, была подготовлена извне. Только использовали русского человека, ПРОСТОТУ русского человека, конечно, были использованы огромные деньги для этого…ложь – в самом ярком своём выражении, обманутый человек, обманут был человек русский. Эти факторы через внешние обстоятельства и внутренних людей. Ложь, деньги и доверчивость простого русского человека были использованы.

Вот так произошло у нас крушение великой державы, но почему, почему всё же Господь допустил всё это? Опять встаёт вопрос всемогущества, почему опять было не проявлено сохранение этого всемогущества? Здесь необходимо глубже вникнуть в историю человечества. Тут просто – сколько, если не подобных империй, было! Были царства, королевства, начиная с Вавилона, Египетской, Римской империи, Карл великий, затем Византийская империя была, потом выросла Российская империя и последняя Советская – тоже похожа на империю – и что?? Но ведь это что, это – продукт временного – это результат временного строительства как в физическом видимом плане строительства здания как, например, в понятии техническом, машины - дела рук человеческих. То же самое и империи. Сказано в Откровении – «аще Господь не созиждет, всуе трудишься».

Конечно, все эти прошлые империи были по воле Божией, по допущению Божию – но ведь это что? Оно - не то, что составляет действительно Божие, то, что Господь создал человека, и наделил его вечной жизнью, бессмертие всего, и то, что Рай Господь устроил – они слишком далеки были от этого, от человека до грехопадения. Вся эта внешняя жизнь была далека от Рая, и составляла вместе и добро и зло, добро и зло. В такой формации оно не могло существовать долго, поэтому в зависимости от того, насколько они были прочно устроены как машины, какие-то механизмы, слишком искусно сделаны – больше сохраняется или как здание. Так и это временное, также и империи.

Потому что некогда, было открыто: Вавилонский царь думал, а что же будет после его смерти? Он сейчас достаточно сильный властелин, а как дальше, что же будет после его смерти? Вот Господь показал, что огромного истукана, ноги у него глиняные, тело бронзовое и золотое. Но вот оторвался от горы камень, ударил по этому истукану, и он разрушился, и выросла громадная гора. Это указывает на то, что должно быть. Это древнее сказание, священное писание из истории Ветхого Завета, но в то же время это говорит о том, что пришествие Христово, его страдание, его спасение – Сын Божий, который разрушил этого истукана. Было показано, что Господь пришёл разрушить дела дьявола, победить его, и соделать царство вечное, царство Христово! Верующий – идёт в жизнь вечную, Святая Церковь её созиждет, как мы в Символе Веры читаем, и нам даёт Господь ответ в Символе Веры – «Чаю воскресения мертвых и жизнь вечную!».

Так что всё Господь может это сохранить, может допустить, но правда Божественная сохраняет ЗА ЧЕЛОВЕКОМ ДЕЙСТВИЯ ПРОИЗВОЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО. Вот причина того, что бывают в нашей обычной жизни всякие преступления, инциденты, попущения. Есть выражение – нет худа без добра – если и происходит худое, то Господь обращает это частично и в доброе, но также допускает и злое произволение.
Так что, если дальше говорить о теме войны и её последствиях, то конечно это должно охватить разное. Известно, что об этом много литературы, много сказано, и это далеко крупицы только, описывающие какой Россия была, какой она стала и сколько она потеряла! Надо ещё столько охватить, столько охватить, взвесить, оценить сказать…Совершенно понятно одно:
- что Господь показывает что мир во зле, во первых он падший. Что не может быть на земле вечного царства, оно само себя убивает. И конечно если человек живет в современном мире, живет в христианском теле – то это является свидетельством того, что он является созидателем вечного царства, когда он приходит ко Христу, когда он старается исполнить волю Божию, когда он всё делает по совести по закону, так он всё созидает но не теряет! Хотя бы в его глазах что-то рушилось, убивалось – но всякое несчастье оно вменяется в сокровищницу вечную…вот (молился…). Конечно Россия хотя, она жива, она далеко-далеко НЕ ТАКАЯ которой она была до войны империалистической.

- Батюшка, но несмотря на все потрясения и бедствия, все войны, Христос ведь всё равно не оставит своё стадо Христово? Среди бурь и бед, не оставит?
НУ А КАК ЖЕ! КОНЕЧНО НЕ ОСТАВИТ! Мы же верим в непреложность Евангелия, в непреложность Слова, Откровения! Мы же веруем в Символ Веры! Что такое Символ Веры? Там ясно сказано – что мы «веруем в Сына Божия, пострадавшего и воскресшего», что Господь больше любит нас, чем мы сами себя, больше делает добра чем мы сами себе делаем! Мы не можем отчаиваться, не можем отчаиваться, потому что о Христе Воскресшем говорит нам Святое Евангелие – и это ясно!
- Спаси Господи, Батюшка.
______________________________________________________________________

Притча, о которой говорит Батюшка, нашла в Ветхом Завете ---Книга Пророка Даниила
Пророчество об истукане (сон царя Навуходоносора)
Очень известный царь по имени Навуходоносор имел сон, в котором он увидел огромный истукан. И этот истукан показал историю мира от дней Навуходоносора до конца мира.
Тебе, царь, было такое видение: вот, какой-то большой истукан; огромный был этот истукан, в чрезвычайном блеске стоял он пред тобою, и страшен был вид его. У этого истукана голова была из чистого золота, грудь и руки его — из серебра, чрево его и бедра его — медные, голени, его железные, ноги его частью железные, частью глиняные. Ты видел его, доколе камень не оторвался от горы без содействия рук, ударил в истукан, в железные и глиняные ноги его, и разбил их. Тогда все вместе раздробилось: железо, глина, медь, серебро и золото сделались как прах на летних гумнах, и ветер унес их, и следа не осталось от них; а камень, разбивший истукан, сделался великою горою и наполнил всю землю.
— (Дан. 2:31-46)
Этот тысячелетний человек, созданный из разных металлов, показывает историю мира от времени Навуходоносора до конца.
  • Золотая голова символизирует Вавилонскую империю, которая правила с 605—539 г. до н. э. (Ты (Навуходоносор) — это золотая голова (первое царство). (Дан. 2:38))
  • Серебряная грудь символизирует Мидо-Персидскую империю, которая правила с 539 по 331 г. до н. э. (Разделено царство твоё и дано Мидянам и Персам (Дан. 5:28))
  • Медные бёдра символизируют Греческую империю, которая правила с 331 по 168 г. до н. э.
  • Греческий царь Александр Великий почти завоевал весь мир и над ним сбылось пророчество Библии: «Третье царство, медное, которое будет владычествовать над всею землею». (Дан. 2:39)
  • Железные голени символизируют Римскую империю, которая правила с 168 года н. э. по 476 г. н. э. Не зря Римскую империю ещё называют железной империей, так как с помощью железных мечей она завоевала практически весь мир.
Ноги же истукана, частью железные, частью глиняные символизируют разделённое царство, которое объединено, но снова оно никогда не воссоединится. Персты ног частью железные и частью глиняные символизируют разделённую Европу. И как персты ног были частью из железа, а частью из глины, так и царство будет частью крепкое, частью хрупкое. (Дан. 2:42)
Ты видел его, доколе камень не оторвался от горы без содействия рук, ударил в истукана, в железные и глиняные ноги его, и разбил их. Тогда все вместе раздробилось, а камень, разбивший истукана, сделался великою горою и наполнил всю землю.
— (Дан. 2:34)
Камнем, описываемым в этом пророчестве, который без содействия рук ударил в железно-глиняные ноги истукана и разбил их, является Иисус, а правильнее Второе пришествие Христа, когда Господь сокрушит все царства мира и воздвигнет Своё царство, которое будет стоять вечно.

Схиархимандрит Илий о Православии и значении Преподобного Сергия Радонежского (к проекту 700-летия Преподобного Сергия Радонежского).

11 декабря 2013 г. Патриаршее Подворье, Переделкино.

Батюшка, что Вы считаете наиболее важным для нашего народа и будущего России?
СХИАРХИМАНДРИТ ИЛИЙ:
- Вопрос это очень широкий…Для России, естественно – мир, благополучие, стабильность, и, естественно, благосостояние материальное, а в центре лежит…это - духовная крепость нашего народа. Россия очень громадная страна, очень разнообразная страна по населению её, по её национальным признакам, и конечно, не просто сказать о России, что она так быстро сможет вырасти в ту страну, которая была до революции…которая, она, можно сказать и цементировалась канонически, духовно была выросшая, и была великая Россия, СВЯТАЯ РУСЬ именовалась. Революция, просто напросто свалила её с той…(молился) подорвала ее, её мощь… подорвалась на национальном признаке, разъединила ее между народами, нациями, и конечно Россия стала как бы больше нисходить с того, что она накопила в дореволюционный период.
Несомненно, война – Великая Отечественная – она МИЛОСТЬЮ Божией оказалась для России победой, НО КАКОЙ ЦЕНОЙ она стала?? Ценой просто мало сказать 20 –ти миллионов жертв в войне, а еще раньше в период революционный она потеряла ещё больше. Россия, да и не только Россия, и весь мир не знал такого геноцида, который оказался в период гражданской войны и весь послереволюционный период. Естественно, ослабленной оказалась, Россия из войны вышла победительницей, но как бы сказать - измученной или увеченной…….(молился)…Поэтому, конечно, естественно стал вопрос о восстановлении… А как о восстановлении, если она опять ОСТАЛАСЬ БЕЗБОЖНОЙ – люди опять потеряли самое, то, что содержимое для равновесия каждого человека – его настоящей крепости его, нравственной устойчивости, самоотверженности и всего того, что составляет человека его полноценным – уровень его жизнеспособности, и то, что отвечает тем положительным качествам, которые человек должен иметь достаточно как представитель нации, как представитель, вообще явившийся в мир ЧЕЛОВЕК, в полном смысле его ЧЕЛОВЕКА. Если он потерял ПО БЕЗБОЖИЮ всё то, что может стимулировать его всё качество человека.
В безбожном состоянии человек уже не составляет того настоящего, именно человека как гражданина страны, как созидателя жизни личной, семейной и социальной жизни. Это, конечно, самое то, что страшное и неприятное то, что происходит с человеком по Безбожию – когда у человека отняли, ВЫНУЛИ (!) у него то, что должно укреплять человека, его делать настоящим для себя и для социальной жизни как гражданина страны.
Поэтому и надо думать, чтобы действительно Россия стала на ноги, Россия стала той крепостью, которую она составляла в дореволюционный период – то нужно, прежде всего, ВОЗРОДИТЬ ДУХОВНУЮ ЦЕЛОСТНОСТЬ НАРОДА, и в дальнейшем все качества его – трудоспособность, строителя личной и социальной жизни.

Батюшка, какие черты Преподобного Сергия Вам наиболее близки, и необходимы современному человеку, чтобы укрепить свой Дух? Что лично для Вас, Батюшка значит Преподобный Сергий Радонежский, какова, если можно спросить, роль этого Святого в вашей жизни?

СХИАРХИМАНДРИТ ИЛИЙ:
МИЛОСТЬЮ БОЖИЕЙ, ПРОМЫСЛОМ БОЖИИМ мне Господь дал возможность ещё с детства побывать в Троице-Сергиевой Лавре. Это уже первый раз мое посещение было в 1946 году - незадолго после её открытия, после её находящего в тисках безбожия, разорения ее, опустошения ее и отсутствии Братии в ней…(молился……)
Но каким, хотя и в этом состоянии, и будучи ещё малым я почувствовал что значит Троице-Сергиева Лавра, и насколько она является ЦЕНТРОМ, центром Церкви Православной нашей жизни Русской, центром ДУХА, и центром воздействия на человека той БЛАГОДАТНОЙ СИЛЫ, которая просто напросто окружает человека его, в таком духовном, исключительном таком подъеме Души и ответа на все то, что запрос – человека, который человек хотел бы именно получить, почерпнуть ДУХ БЛАГОДАТНЫЙ, РАДОСТЬ ДУХОВНУЮ, как сказано в Священном Писании – «Нет большей Радости чем о Духе Святе» который человек может получить. Вот это, как и конечно, не исключена возможность и в любом Храме и в любой молитве, но эта целая ОБИТЕЛЬ, она - после ее открытия настолько ПОВЛЕКЛА ДУШИ ЛЮДЕЙ, где после открытия собирались тысячи, каждый день, а в праздники собирались десятки тысяч людей собирались, и это, несомненно, связано с тем, что ЭТО ЦЕНТР, в её стенах подвизался Преподобный Сергий Радонежский, который будучи простым сначала монахом, а потом настоятелем, Игуменом этой обители, Он настолько привнёс сюда ЖИЗНИ И СОЗИДАНИЯ как самой Лавры и конечно того, что ГОСПОДЬ указал на идеал Христианской жизни – «Ищите прежде Царствия Небесного и Правды ее».
Вот, ясно, если говорить шире – то, что в Нашем Отечестве, которая конечно в дальнейшем она очень много почерпнула того, что сделали наши Святые подвижники, как преподобные отцы Киево-Печерской Лавры, Соловецкого Монастыря, Валаамского, Вологодского Кирилло - Белозерского Монастыря, Ферапонтова Монастыря. И особенно в дальнейшем получила она от Саровской обители – от того что воссоздал Преподобный Серафим Саровский – и они стали как два вождя Духовные – Сергий и Серафим рядом, как созидатели нашего ДУХОВНОГО СОКРОВИЩА, ДУХОВНОЙ СИЛЫ, МУЖЕСТВА ДУХОВНОГО в нашем Отечестве, ну конечно со многими, многими Подвижниками и Святыми. И особенно выделяется вершина всего – её составляет Троице-Сергиева Лавра, где, конечно, вождём её явился Преподобный Сергий.
Он не имел какой-то властной силы или начальствования, он был скромным, самым незаметным монахом, затем игуменом, но показал силу ДУХА, когда Он мог не только исцелять как души, и даже телеса врачевать, но были случаи, когда он однажды умершего вдовы сына, он воскресил. Но всё лежит в том, что именно Он привлек в эту обитель свою множество монахов, которые впоследствии, в начале 20 века - она составляла не менее 1000 братьев насельников, и, сколько давал ЖИЗНИ, сколько было радости для всех кто приходил, кто почерпал для своей Души все те ЗАПРОСЫ ДУХА,СПАСЕНИЯ, и того, что воодушевляясь ею Он ЖИЛ этой настоящей жизнью, той моралью, которая написана НА СКРИЖАЛЯХ НАШЕГО НОВОГО ЗАВЕТА, нашего Закона Евангельского, который должен пройти каждый человек, кто ищет той НАСТОЯЩЕЙ жизни в мире сем, которая может и должна быть у человека в этом мире.
Вот это, конечно, роль как самой Лавры так и преимущественно Преподобного Сергия как ОБРАЗЕЦ НАШЕГО СПАСЕНИЯ, НАШЕЙ ЖИЗНИ ДУХОВНОЙ…Так и поныне, люди тянутся непрерывным потоком к Мощам Преподобного Сергия и получают от Него задаток того благодатного возрождения, своей благодатной силы, которую черпают приходя, молясь в стенах Обители Преподобного.

О душе человека после смерти.

Батюшка, жизнь человеческая на этой земле недолговременна, и смерть как переход в жизнь вечную подводит итоги нашего земного существования. Что происходит с душой человека после смерти?

Нам дан Закон. Нам дано откровение, Священное Писание Ветхого и Нового завета. В Ветхом завете не было в точности сказано о Рае и Аде. Было сказано что Господь после своих страданий и воскресения вывел прежде всего самого Адама и Еву и всех и Праведников, и Ветхом Завете после рождества Христова – умершие воскресшие вышли, так как Господь их освободил, освободил от того состояния недостаточного для души человека.
Через это откровение мы понимаем Рай – как сотворённый для первозданного человека. Адам и все праведники, ветхозаветные пророки и праведники были освобождены через страдания Иисуса Христа. Также через свои страдания Господь указал на вечную блаженную жизнь: «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1Коринфянам 2:9) – то есть вечную праведную жизнь. Ясно, что Господь сам пострадал, воскрес и мы празднуем день праздника Лазаря – день общего воскресения (Песнопение: «Господь воскресе из мертвых!»), которое неизбежно будет. И Господь сказал, что ясно в Евангелии сказано, что общее воскресение будет! Неизбежно будет наше Воскресение и Господь выведет всех, как у пророка Иезекииля сказано, что воспрянут ветхозаветные праведники и все души умерших воскреснут, и будут праведники идти в жизнь вечную, а грешники – в вечное осуждение.
То есть будет над ними суд, а суд, конечно такой как сказал Господь когда разделятся на овец и козлищ: «Тогда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: «приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира…. Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: «идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня». Тогда и они скажут Ему в ответ: «Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе?». Тогда скажет им в ответ: «истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне». И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную.(Мф:21-36).

Конечно это разница по степени их жизни бывшей… Те, кто жил и веровал в жизни в страдания Спасителя, который исповедовал Иисуса Христа, те идут в вечную жизнь душою, а уже после вечного воскресения и вместе с телом-будут вечно царствовать с Господом. И сказано, те, кто не со Христом - идут затем в муку вечную…какую муку вечную? Те, кто не принял закона Божьего, той совести и откровения Божии совершенно игнорировал, и никакие не делал попытки исповедовать свои грехи, нисколько не исповедал своих грехов при жизни, совершенно игнорировал, те идут…
То есть те, кто не признал истины, и правды и любви Божией которые Бог дал людям.

Конечно, существует такое учение в Православной Церкви как бы уравнение человека, что через страдания, через молитвы земной церкви будут оправданы, даже и большие грешники. Но церковь предлагает, чтобы человек жизни покаялся и признал Господа Иисуса Христа…признал то, что Христос пострадал за каждого человека. После смерти каждого сказано – есть частный суд, когда определяется состояние души. Говорят, что это 40 дней, когда поминают особенно эти первые дни сорокоусты, пока душа ещё не определенная и она за эти 40 дней ещё определяется и бывает сильная молитва, когда и родственники молятся. Из-за этого этот период называют частный суд – первое время после смерти человека. Сейчас есть книга «Переход», автор П. Калиновский – он называет, что смерть есть ни что иное, как начало вечного бытия человека, вечного состояния - сначала его с душой, а потом с телом, начала вечного его воскресения.

- О. Серафим Роуз пишет о мытарствах души человеческой, о том, что грешная душа не может попасть в Царствие Небесное не, потому что Господь немилостив, а по своей греховной сущности. Батюшка, можно рассказать о том, через что проходит душа после смерти? Существуют ли мытарства души?

Мы всё себе представляем по человеческим меркам, то есть в резко материалом свете, но если говорить о мытарствах, ясно то, что мир духовный имеет свои категории и понятия.

Ясно, что если человек прожил жизнь без веры во Христа, без исповедания, осознания своей греховности, тогда он при жизни, особенно когда тяжкие грехи были у него, он конечно их (мытарства) будет проходить… Существует темные демонические силы, которые во-первых при жизни соблазняют человека на греховный путь, на жизнь антихристианскую, и если человек который не уследил совершение своих добрых дел, а больше увлёкся противоположной жизнью, греховной, то естественно, их очень много…

Если брать книгу о подробной исповеди - там очень много сказано что когда человек согрешает, он должен исповедовать грехи. И если не исповедует, они конечно остаются за человеком, и тогда тёмные силы, те которые хотят убить человека, постоянно борются против Бога, представляют что вот эта душа не жила с Богом.

Совершенно ясно, что существуют понятия «созидания царства Христова и царства сатаны» - что те, которые живут Христианской верой, имеют страх Божий, имеют жизнь добродетельную, конечно наследуют царство Христово. Господь во многих местах говорит, что «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас (Мф.11:28)». И напротив те, которые ещё и воинствующие безбожные которые воюют против церкви, против Христианства, против всего доброго, которые сознательно делают грехи, сознательно совершают преступления различные и живут в них не раскаявшись и не осознавая, что за ними тянется грех - они себя обрекают на страшную участь и безрадостную безотрадную жизнь не покаявшись при жизни.

Спаси Господи, Батюшка.

Made on
Tilda